Из переписки декабриста П.Н. Свистунова с сестрой, 1837 год, Иркутская губерния:
"Не знаю, писал ли я тебе о том, что у меня пять собак. Это мои друзья, мое постоянное "общество", ибо иногда в течение двух недель я совсем не выхожу из дома. Они разных пород и размеров: огромная легавая, китайский мопс, овчарка, одна смешанной породы, наконец, неизвестной породы шавка - безобразная, какая только может быть. У каждой свой нрав, свои особенности характера. За ними я с удовольствием наблюдаю. Они смешные и очень меня забавляют".
Причем, учитывая, что пишется это из довольно глухой деревни (откуда почта до Иркутска идет 20 дней!), все это великолепие, кроме разве что последнего пункта, видимо, приехало с ним из Петровского завода. Включая китайского мопса!
...А в 1835 году в Петровском заводе, оказывается, было небольшое землетрясение
читать дальше- тот же Свистунов, прочитав позже о землетрясении, затронувшем южные губернии европейской России, вспоминает:
"Как-то мне довелось быть свидетелем этого явления природы, даже не подозревая о нем. Это было, насколько мне помнится, в 35-м году. Был вечер, я сидел за фортепьяно, когда произошел толчок. Мне показалось, будто я услышал, как катится множество тележек,и лишь два часа спустя я узнал, что это было на самом деле. Один из моих товарищей, лежавший на краю кушетки, чуть не упал; несколько собак завыли, часы с маятником остановились (они, очевидно, были не из лучших). Вот это были единственные признаки, свидетельствовавшие о том, что произошло стихийное бедствие, которое нас миновало; я даже все время в нем сомневался, хотя несколько позже прочитал в газетах".
(П.Н. Свистунов. Сочинения и письма. Т. 1. [А второй неведомо когда выйдет!]. Иркутск, 2002. С. 242, 252.)