...во-первых, фэндомной битвой и спорами на ней, а во -вторых - тем, что я тут читала сборник всяких интервью и выступлений Михаила Гаспарова.
В энной части они, кажется, есть в "Записках и выписках", но там я читала в основном собственно "выписки" - и сугубо биографические фрагменты.
Четкое ощущение: самый программный текст там - "Обязанность понимать"
nevmenandr.net/scientia/gasparov-obiasannost.ph...
Очень советую - он небольшой, на бумаге, в небольшой книжке, занимал страничек 7. Это наиболее четко изложенная система взглядов этого человека, цельная, и совершенно... я бы сказала (но в смысле удивления, а не отрицательно) не-человеческая (и да, к Некой Типологии это тоже относится!). Человека, который на полном серьезе, и притом не в депре, живет с принципом "единственное мое заведомое личное право — умирать с голоду". С ощущением огромного, постоянного вазимо-непонимания между людьми - и от этого только сильнее держится за идею об "обязанности понимать".
Так вот, к ней, и ко многим нашим сетевым спорам - короткая цитата оттуда:


"У личности есть обязанность — понимать. Прежде всего понимать своего ближнего. Разбирать по камушку ту толщу, которая разделяет нас каждого с каждым. Это работа трудная, долгая и — что горше всего — никогда не достигающая конца. «Это стихотворение хорошее». — «Нет, плохое». — «Хорошее потому-то, потому-то и потому-то». (Читатель, а вы всегда сможете назвать эти «потому-то»?) — «Нет, потому что…» и т.д. Наступает момент, когда после всех «потому что» приходится сказать: «Оно больше похоже на Суркова, чем на Мандельштама, а я больше люблю Мандельштама». — «А я наоборот». И на этом спору конец: все доказуемое доказано, мы дошли до недоказуемых постулатов вкуса. Стали собеседники единомышленниками? Нет. А стали лучше понимать друг друга? Думаю, что да, Потому что начали — и, что очень важно, кончили — спор именно там, где это возможно. (Читатель, согласитесь, что чаще всего мы начинаем спор именно с того рубежа, где пора его прекращать. А ведь, до этого рубежа нужно сперва дойти.) Я нарочно взял для примера спор о вкусе, потому что он безобиднее. Но совершенно таков же будет и спор о вере. Кончится он всегда недоказуемыми постулатами: «Верю, ибо верю»."
Михаил Гаспаров